Ольга Комягина / Фото: Катерина Гордеева / TUT.BY
В деревне Перелом, которая находится на границе с Литвой в Гродненском районе, коренных местных жителей уже не осталось — одни дачники.
На последней, около самого леса улице поселка еще есть старые деревянные дома и еле уловимые очертания былого деревенского пейзажа.
А лет 100 назад здесь все, конечно, было по-другому: вместо густого леса на пригорке — открытое пространство с большим деревянным костелом наверху. Именно в Перелом в начале прошлого века пришли монахи-капуцины.
Обустроились, в 1930-х годах возвели двухэтажный деревянный монастырь, а еще построили маленький скит — место жительства монахов, отдаленное от крупных поселений людей. Интересно, что скиты распространены главным образом в православии. А вот такое католическое поселение — редкость.
Сейчас на месте монашеского комплекса — деревянная современная капличка и небольшой старый дом, который дачники называют «капуцынавай хатай». Всего два раза в год (в мае и сентябре) в небольшом храме проходят службы, куда приезжают верующие со всей Беларуси и монахи-капуцины. Вот и в этом году на имшу приехали верующие.
Воскресным вечером 15 сентября около каплички много машин. Внутри деревянного храма — служба. Все, как и в больших костелах: молитвы, исповедь, причастие, хор и много бабушек в нарядных платьях и платках.
Представители ордена капуцинов приезжают в Перелом каждый год. Когда целой делегацией, когда по два-три человека, в этом году представительство скромное — только один польский монах Тадеуш. Он говорит, что для белорусских капуцинов Перелом — своеобразная малая родина. Монахи называют это место «сваёй калыскай». По словам Тадеуша, в Беларуси капуцинов-то совсем немного.
Капуцины, или меньшие братья отшельнической жизни — нищенствующий католический монашеский орден, который был основан в 1525 году в Италии. Сначала существовал как подразделение францисканцев, а потом стал независимым. Свое название (сначала насмешливое) получил от остроконечного капюшона — cappuccio. Члены ордена дают обет бедности и лишаются права на частную собственность, живут монахи лишь за пожертвования. Капуцины всегда были активными миссионерами и в свое время основали христианские общины в Африке, Америке, Индии, были (и есть) капуцины и в Беларуси.
Почему для своего главного поселения в нашей стране они выбрали именно Перелом — местечко, затерянное в Гродненской пуще, доподлинно неизвестно. Можно лишь предположить, что просто искали спокойное и отдаленное от больших городов место.
Тем не менее, уже в 1930-е годы здесь построили большое деревянное здание монастыря. Кстати, его во время советской власти разобрали и перевезли за Неман — в деревню Соничи. Там вновь построили — и разместили школу, которая сейчас закрыта.
— Сюды на службы прыязджалі нават з-за ракі на лодачках такіх маленькіх. Такі быў касцёл, — говорит одна из пожилых прихожанок. Бабушка помнит, и как в 1970-х годах бульдозерами разваливали старый костел, и как уезжали отсюда монахи. Сейчас женщина живет в Гродно, но два раза в год приезжает в Перелом помолиться.
Сохранилось всего несколько фотографий, как выглядело местечко перед войной, а еще рассказы местных жителей, которые увлеченно и кропотливо собирал монах-капуцин из Минска Ярослав, живший в ските некоторое время лет 5 назад. Он до сих пор держит связь с прихожанами.
Костел и монастырь капуцинов в Переломе. Фото: Cyfrowa Biblioteka Narodowa Polona
Так выглядел Перелом в 1938 году. Фото: Cyfrowa Biblioteka Narodowa Polona
Тадеуш же рассказывает, что на постоянной основе братья в Переломе жили до 1955 года, а последний монах — Криспин — проживал в ските, когда уже здесь не было ни костела, ни монастыря, до 1984 года. Потом, когда уже стало совсем тяжело из-за преклонного возраста, он переехал в Липнишки, где умер через два года. Там и похоронен. Современные прихожане его уже, конечно, не помнят, но говорят, что старики часто вспоминали о своем «стойком монахе», на глазах которого разрушали костел, перевозили монастырь, но он оставался в ските.
Читать полностью: https://news.tut.by/society/653573.html